Воспитание одаренных детей

Воспитание одаренных детейВоспитание одаренных детей с учетом их индивидуальных особенностей и развитие детских уникальных способностей – довольно таки сложная задача. 

Выделяется два целевых направления в процессе развития таких индивидуумов.

Первое – создать необходимые условия для полноценного воплощения наклонностей талантливых детей. Для достижения этой цели, проводится целый ряд организационных мероприятий. Необходимо вычленить критерии одаренности, выявить детей с данными критериями, изучить их интересы и начальный уровень развития. В дальнейшем нужно разработать теорию и практику индивидуальных и коллективных занятий, а также провести анализ и систематизацию педагогической деятельности.

Второе – воспитать выдержанного и образованного члена общества, способного реализовать свои возможности. Для этого предполагается изучать и развивать индивидуальные личностные качества ребенка, а также создавать определенные физические и психологические условия для его полноценного развития. Подобные действия помогут сформировать личность, с желаемыми качествами.

Педагогические программы воспитания одаренных детей строятся на одновременном воплощении этих двух направлений, учитывая не только рекомендации педагогики и психологии, но и личностные данные каждого ребенка. Поэтому программы подбираются сугубо индивидуально. Ведь одаренность сложное проявление, имеющее как положительные, так и отрицательные последствия. Положительные моменты проявляются в  постоянстве, независимости, творческих способностях, разнообразных интересах, хорошей памяти, настойчивости, абстрактном мышлении и так далее. А к отрицательным моментам можно отнести нестабильность интересов, индивидуализм, проявление диктаторства, нетерпимость, повышенную требовательность.

Воспитание одаренных детей зачастую сталкивается с их опережающим развитием и нетрадиционным мировоззрением, что особенно привносит проблемы при обучении. Такие дети могут не подчиняться всеобщим школьным требованиям: не выполнять домашние задания, отказываться от изучения материалов, которые им известны и тому подобное. Также проблематичным является и то, что думать они начинают быстрее, чем писать. Как правило, задания оформлены плохо, неаккуратно, а зачастую не закончены до конца. Иногда это приводит к тому, что ребенок полностью отказывается от письменной фиксации своих мыслей. И здесь важно не упустить момент ни родителям, ни педагогам.

Семья часто сталкивается в воспитании одаренных детей с их повышенной требовательностью к себе и другим, не позволением нарушать собственные каноны. Такая особенность восприятия дает им возможность отказаться от авторитетов и кумиров, тем самым затрудняя процесс обучения.

Следует отметить, что одаренные дети могут доставлять неудобства и сами себе. В большей степени это проявляется при общении. В основном они берут на себя роль первой скрипки с самого раннего возраста, тем самым вызывая негодование, будь то в игре или просто в общении. В будущем, такие люди склонны к управлению людьми, командованию, и проявляют при этом жесткость и нетерпимость.

Вышеперечисленные выводы говорят о том, что воспитание одаренных детей должно, в первую очередь базироваться на создании благоприятной атмосферы в семье, коллективе и разрешении конфликтных ситуаций. Стоит помнить, что не стоит осуществлять гиперопеку одаренности, она может спровоцировать тяжелые последствия – нарциссизм, обожествление самого себя и высокомерное отношение к другим людям, а также отказ от самосовершенствования.

Для дальнейшего обучения и развития одаренных детей создаются специализированные школьные заведения, классы с углубленным изучением предметов. А для совершенствования знаний и создания здоровой конкуренции организовываются различные олимпиады – районные, городские, республиканские. Существуют и заочные формы обучения, что имеет огромное значение для жителей сельской местности.

У родителей и педагогов существует немаловажное предназначение – суметь не прозевать талант. Ведь зачастую происходит в жизни так, что обычный ребенок вырастает и становится великим ученым или выдающейся творческой личностью. У психологов есть мнение, что способности заложены абсолютно в каждом ребенке. И главное, суметь их разглядеть и развить.

ЧИТАЙТЕ СВЕЖЕЕ: КАК НЕ ПОТОЛСТЕТЬ. 2 САМЫХ ВАЖНЫХ ЗАПРЕТА

Воспитание одаренных детей - Вопросы и ответы

Начните обсуждение, оставьте комментарий!

Сохранить / Поделиться